Детские травмы, какую роль они играют в жизни человека
Это было в 60-х годах в семье бывших заключенных ГУЛАГа. Предыстория
"Я была третьим ребенком в семье. Когда училась в школе, мама внимательно относилась к моим проблемам, за первую 2-ку меня даже не ругала; просто, предложила разобраться в задании, за которое была получена эта оценка. Ее любимая дочь не смогла написать алфавит от буквы "Ш" до конца, т. е. до буквы "Я", хотя алфавит знала. Ступор был какой-то, не сообразила, что требуется от нее; после объяснения мамы, задание было легко выполнено.
Совершенно другое отношение было к старшим брату и сестре, им здорово доставалось, поводов для этого хватало, они были старше, на 6 лет и 3 года, соответственно. Это были шестидесятые, начало. Мы жили в частном доме, в селе, родители приехали на Тамбовщину в середине 50-х из Магаданской области с 2-мя детьми; я родилась уже там.
Отец и мать, будучи реабилитированными, не освободились от страха и боли пережитых страданий. Иногда я видела с каким остервенением мама наказывала брата или сестру за определенные провинности, только сейчас осознаю, что они напоминали ей о том времени, когда она была узницей и подвергалась всестороннему насилию.
В те годы многие семьи жили в страхе от минувшей боли и все, что происходило в их жизни, так или иначе связано с травмами тех лет.
История о том как мать вместо того, чтобы разобраться со старым педофилом наказывала дочь
Эта история случилась, когда мне было года 4, может быть больше.
Мама отправила старшую сестру Лену (ей было 7 лет), попросить соли у соседей. - Это были дедушка и бабушка, он священник, она домохозяйка.
Прошло больше положенного для возвращения сестры времени, но ее все не было, мама начала волноваться и ушла на поиски.
Вдруг с улицы раздались крики "Я ненавижу тебя, с...ка, про...ка" - это кричала мать.
Я побежала во двор, к калитке, где моему взору предстала следующая картина: сестренка убегала по другой стороне улицы, а мама бросала в нее камнями и кричала рыдая о том, как ее ненавидит, и какая сестра грязная потаскуха (ребенку 7 лет).
Я не понимала в чем дело и не знала, как быть в этой ситуации, тем не менее побежала к маме. Лена была уже далеко, а мама все бросала ей вслед камни и рыдала. Немного успокоившись она взяла меня за руку и мы пошли домой. Когда проходили мимо дома соседа она грозила кому-то кулаком и кричала, что уничтожит; далее попросила проходившую мимо тетю Женю найти дочь и забрать к себе.
Дома мать выпила успокоительные и плакала причитая: "Доченька, что же ты наделала..." Немного погодя она уснула, а я осталась в недоумении, не понимая, за что мама так наказывала сестру и почему она не идет ее искать.
Когда вечером папа пришел с работы, он услышал нервный рассказ о том, что произошло днем.
А было следующее: когда мать пришла к деду во двор, она увидела его сидящим на лавке, на коленях у которого была ее дочь. Старый педофил копался рукой под платьем у ребенка.
Мама с схватила девочку за руку и сдернула с колен старика, далее начала бить и грязно оскорблять ее. Лена вырвалась и убежала прочь, мать бросилась вдогонку.
Когда отец пришел к тете Жене, его дочь спала на кровати, всхлипывая во сне, ее маленькое личико выражало глубокую скорбь; он аккуратно взял ребенка на руки и понес домой.
С этого времени мои родители больше никогда не разговаривали с соседом педофилом и его женой".
Вот какую историю поведала моя клиентка, которая, будучи взрослой, неоднократно подвергалась сексуальному насилию.
Размышления психолога
А теперь предлагаю поразмышлять над тем, для чего в ее жизни была такая травма. Ведь она тоже пострадала, ей было всего 4 года и данная история оставила неизгладимый след в ее психике.
В данном повествовании есть все виды насилия - сексуальное, моральное и физическое.
Нина не подвергалась насилию, но она была свидетелем, поэтому, соответственно, у нее, также как и у ее сестры, сформировались негативные убеждения
- относительно мужчин;
- взаимоотношений между родителями и детьми;
- девочку могут изнасиловать.
Когда на подсознательном уровне присутствуют определенные негативные убеждения, индивид всегда ожидает боли.
Каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация, срабатывает определенный триггер (англ. trigger в значении существительного «собачка, защёлка, спусковой крючок — в общем смысле, приводящий нечто в действие элемент»), жертва прошлых страданий получает подтверждение своим негативным убеждениям, следовательно, она старается уйти из таких отношений через провокацию, сама не ведая о том, что происходит.
Если не было реабилитации, т.е. глубинной проработки травмы, а ее как правило не бывает, поскольку память блокирует воспоминания о стрессовой ситуации; остается только боль и убеждения, которые и влияют на реальность.
Впоследствии наслоение однородных проблем, далее депрессивное состояние, непонятно откуда взявшееся, ну а уж здесь ответ готов - антидепрессанты и куча болезней на фоне разнообразных обид и страхов, а еще расплаты за ошибки.
Как мы решали проблему относительно данной травмы
Погружались в прошлое, просто наблюдали за ситуацией, как бы со стороны безболезненно, получали информацию о том, что чувствовал ребенок в тот момент. Я называю эту практику "Хроника событий", как буд-то кадры на экране пролетают; и нет никакой боли, просто информация.
Важно вспомнить первый стресс, в нем сформировалось определенное убеждение, которое в дальнейшем будет притягивать страдания на протяжении всей жизни и заменить его на позитивное, через осознание выгоды полученной от данного убеждения. Выгоды у ребенка, разумеется, нет но заякорилась ситуация, которая в дальнейшем будет приводить к тому, что будучи взрослой у нее могут быть трудности с рождением ребенка женского пола.
Следует отметить, что проблемы, трудности являются предпосылками для становления характера, личности, реализации, роста, в конечном итоге, - все ради собственной выгоды, позитива.
Таков парадокс.
Человек не может по-хорошему, ему все через боль, иначе он расслабляется и перестает развиваться. Детские травмы работают на перспективу, как бы кощунственно это не звучало.
Стоит обратить внимание на периоды благоденствия они, как правило, заканчиваются стагнацией, для выхода из нее возникают проблемы, вынуждающие предпринимать действия, менять жизнь.
Поэтому и говорится, что жизнь как зебра, черная полоса сменяет белую, только мало кто осознает, что сценарий сформирован хозяином этой жизни - человеком, опять же, для роста, развития, становления.
У каждого свой час и он обязательно придет.
🔹 🔹 🔹
Желаю благополучия в жизни и взаимоотношениях, любите и берегите себя, близких!
Еще минуточку вашего драгоценного внимания!
Если вам плохо и вы испытываете трудности психологического характера, пройдите диагностику и начните уже сегодня решать свой вопрос.
Всего за 20 минут я помогу понять, в чем причины создавшейся ситуации, где находятся корни данной проблемы и осознать, что делать для ее решения, а также предложу варианты и работающие практики для снижения болезненного состояния.
Подписывайтесь на мой телеграм канал Отношения в радость